Здравствуйте, дорогие родители! На днях я прочитала небольшой пост одной европейской мамочки. Воспитание по ее мнению должно содержать запреты. «Нет!» — главное слово. По ее мнению, такие дети никогда не потеряют интерес к изучению окружающего мира, чтобы не говорили родители-противники запретов. Предлагаю задуматься над этим вопросом и вам, поэтому публикую данный пост на своем блоге.
Мнение современной мамы
«Мой годовалый малыш может забраться куда угодно. Он все сбрасывает на пол и роняет. Он постигает мир. Да, он умный и очаровательный, и не поймите меня неправильно, он просто любит все исследовать. Какой бы ни был ребенок – первый мальчик, или уже третий ребенок, или просто так получается, но нельзя отрицать, что дети постоянно куда-то лезут. Поэтому, когда он собрался дернуть скатерть (на которой стоит ваза с цветами), я отреагировала рефлекторно: «Боже! Нет!», — завопила я. Не тихо произнесла. Не успокаивающе. Я крикнула, как ненормальная, и мой сын отреагировал соответствующим образом. Он мгновенно замер, дав мне достаточно времени, чтобы подбежать, и спасти вазу.
В нашем доме мы используем слово «Нет». И насколько я помню, я ни разу не подумала дважды, прежде чем произнести его. Хотя все знакомые гордо объясняют свой метод воспитания под лозунгом «никогда не говорить нет». Все они утверждают, что использование этого слова ограничивает дух предприимчивости у их дочери. Говорить «нет» — это значит не давать детям исследовать мир.
Что говорит литература
Я прочитала кучу статей по воспитанию, и признаю, что слово «нет» может быть использовано необоснованно излишне, и не только в связи с важными жизненными ситуациями, которые ребенок должен научиться принимать. Эта вполне безопасная реакция может использоваться любящими родителями, которые поощряют в детях дух приключений, одновременно налагая ограничения на поведение своих детей.
Я помню, как спросила у одной мамы о действительно интересующей меня стратегии применения этого слова. «А что вы делаете, если ваша дочь становится близка к тому, чтобы поранить себя или сломать что-либо?», — спросила я.
«О, мы позволяем ей самой прийти к мысли, когда нужно остановиться. И мы стараемся поощрять ее любопытство, говоря что-то вроде «Ух ты! Ты так хорошо карабкаешься. Смотри, как высоко ты забралась! А, может быть, здесь есть более безопасное место, где ты могла бы взбираться. Как ты думаешь?»
Я должна признать, что восхищена усилиями такого очень целенаправленного воспитания. Но только синапсы в моем мозгу не успевают обдумать объяснения с той же скоростью, с которой вылетает слово «Нет». И когда мой младенец подбирается к посудомоечной машине, и через половину секунды схватит очень острый нож, я предпочитаю реагировать на это односложным, и универсально понятным «Нет!». И, как ни странно, но это работает.
Воспитание словом «нет»
Я также хотела бы думать, что обеспечиваю своим детям неплохую подготовку к тому времени, когда им позже придется иметь дело со словом «нет» в своей жизни.
— Это платье для выпускного бала хорошо на мне смотрится?
— Нет.
— Я могу прийти домой позже?
— Нет.
— Я могу взять завтра выходной день?
— Нет
«Нет» — это часть реальной жизни, и когда мы с любовью балансируем это слово вместе с «да», и «посмотри сам», то наши дети учатся принимать тот факт, что иногда существуют пределы любопытства, особенно если дело касается безопасности и ответственности.
Беспокоит ли меня, что я могу подавлять детское любопытство и неограниченную тягу к приключениям, говоря им «Нет»? Конечно, нет, поскольку дома мы постоянно поощряем эти вещи, и я достаточно опытна, чтобы понимать, что такие сценарии воспитания, как и многое другое в жизни, дают нам возможности для объединения методов и веры, не ограничиваясь чем-то одним. Таким путем мы можем поощрять творчество и устанавливать пределы.
Мы можем взращивать исследование и любопытство, сохраняя разумные границы. Мы можем сказать: «Это ты сам решай», или: «Сейчас я посмотрю, и скажу тебе». Можем быть родителями, пользующимися словами «Да», «Попробуй сам», и при этом также использовать слова «Осторожно», и «Стоп».
Возможно, я не смогу рассказать своим детям, как ходила в школу босиком по снегу, и ни разу не жаловалась, но я могу сказать им о том, что я выросла с очень большим количеством «нет» в своей жизни — мне необходимо слышать «нет». И я все еще люблю изучать новое.
А теперь прошу простить меня, но мне нужно снять малыша с крышки кофейного столика.
Про да и нет можно спорить долго.Но мой жизненный опыт,вернее мои ошибки в воспитании сына до сих пор не дают мне покоя. Я слишком часто говорила «нет» и вводила ограничения.А вот в воспитании внуков я уже набиралась терпения,позволяла им много. Чем,кстати,вызывала недовольство невестки. И сейчас могу утверждать, что мои внуки более успешные, чем из отец. И внучка недавно преподала мне урок: её дочь потребовала открыть творог и дать ей. Я начала её отговаривать, что он не вкусный. А внучка сказала «Дай ей». Малышка попробовала и сказала «не вкусно».Но это уже было её решение, её собственный опыт.