Здравствуйте, дорогие читатели! Что такое «близнецовая ситуация»? Как правильно вести себя с нашими любимыми близнецами в школе, в период их взросления и обретения индивидуальности? Уверена, эта статья станет очередной подсказкой для родителей. Ведь от нашего воспитания зависит счастливое будущее наших детей.
Необычность взросления близнецов заключается в том, что в одной семье постоянно находятся два ребенка на одной стадии психического и физического развития. Перед нами пара с одинаковым жизненным опытом. Это уникальная социальная ситуация, на которую первым обратил внимание французский психолог Р. Заззо.
Не такие как все
Близнецы не такие, как остальные дети, но в самом хорошем смысле этого слова. Они уникальны, но именно эта уникальность играет с ними злую шутку. Близнецы самодостаточны. Они общаются на своей одинаковой волне. Им не нужны собеседники или соучастники в играх. Остальные дети очень тонко чувствуют это. И используют в своих целях.
Благодаря самодостаточности близнецы часто отстают в речевом развитии и тут же становятся объектом насмешек других детей. Это приводит к еще большей изоляции малышей от социума, что в итоге может негативно сказаться на их интеллекте. Происходит это очень рано и если родители пускают развитие детей на самотек, то близнецы становятся отрезанными от окружающего мира.
Они не умеют и не хотят общаться со сверстниками-задирами, а сами немногое могут рассказать о мире вокруг друг другу. Так невербальное общение становится приоритетным для них. С возрастом это приводит к потере самоидентичности и возникновению конфликтов в паре.
Социальная незрелость близнецов – повод к неуживчивости в коллективе, к неспособности наладить общение с учителями. На такую ситуацию накладывается невозможность выделить свое «я» из привычного «мы». При этом близнецы не видят и не понимают своих недостатков. А окружающие, постоянно подчеркивая их схожесть, усугубляют проблему.
В школе вместе или врозь?
Больше всего такая ситуация опасна в школе. Психологи склоняются к мысли о том, что близнецов следует обучать в разных классах. Но достоверных научных изысканий по этому вопросу нет, а протест со стороны разлученных двойняшек – налицо. Прежде чем принять такое решение следует учесть ряд моментов:
- обучение за одной партой нежелательно, если к моменту поступления в школу у близнецов уже развился межличностный конфликт, и один подавляет другого;
- разные классы – почти панацея, если близнецы самоизолируются от окружающих. Однако при этом нельзя допустить стресса от разрыва слишком тесных связей малышей друг с другом. Действовать надо с умом, помогая психологически привыкнуть к новой обстановке. До начала учебного года надо познакомить близнецов с их классами и одноклассниками;
- при задержке в речевом развитии, необходимы дополнительные занятия по развитию речи;
- очень хорошо, когда окружающие понимают, что перед ними не просто копии друг друга, а разные люди со своими интересами, характером, поступками.
В школе за границей
В России нет практики психологической поддержки близнецов в школе. Но зато во многих странах за рубежом – это рутинная практика. В Австралии, например, есть специальная программа по сопровождению близнецов в период обучения. Она позволяет двойняшкам без особых проблем адаптироваться к непривычной обстановке. Основывается разработка на масштабных научных исследованиях.
В ходе изучения поведенческих особенностей двойняшек ученые пришли к следующим выводам:
- Близнецы-мальчики практически не умеют концентрировать внимание на какой-то одной проблеме, у них отсутствуют такие способности. Учась вместе, они постоянно отвлекают друг друга и тем самым лишают себя возможности получить навыки работы самостоятельно, сами по себе.
- Девочки-близнецы не способны дружить и контактировать с ровесницами. Они не могут заинтересовать окружающих своим внутренним миром и не понимают, почему их похожести недостаточно для того, чтобы вызвать интерес к ним.
- На этом основывается постоянная потребность близнецов обоих полов во внимании к ним учителей. Они отчаиваются, когда преподаватель уделяет время другим детям, забывая о них, стараются всеми силами обратить его внимание на себя.
- Проблема лидерства в паре решается нестандартно. Обычно лидером становится девочка из-за большей развитости речи. Мальчики, отставая объективно в речевом развитии, страдают субъективно, становятся закрытыми, плохо идут на контакт с окружающими. В паре начинаются конфликты.
- Усугубить проблему может публичное признание одного из близнецов менее способным. Если он не лидирует во взаимоотношениях внутри двойни, можно считать это приговором. Ребенок мирится окончательно с этим мнением и начинает соответствовать тем заниженным ожиданиям, к которым его так просто «приговорили».
Будущее зависит от родителей
Перечисленные проблемы возникают в детском саду и в школе далеко не у всех близнецов. Ведь это самые обычные дети, которые наделены от рождения некоторыми особенностями. Подчеркнуть лучшие стороны жизни близняшек – задача родителей. Не допустить отставания в психофизическом развитии – задача родителей.
Вовремя обратить внимание на появляющиеся шероховатости в социальных контактах – задача родителей! Если мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тети будут адекватны в общении с детьми-близнецами, уважать и всеми силами подчеркивать их индивидуальность, понимать их уникальное взаимообщение внутри пары, все проблемы решатся сами собой.
На этом мне хочется закончить статью. Ее нужно не просто прочесть, а прочувствовать. У вас обязательно возникнут вопросы, на которые я постараюсь ответить в очередной публикации.
Всегда на связи,
Анна Тихомирова