Анна Тихомирова “Счастливая двойня”
Учимся грамотно воспитывать детей, приручать фортуну и не забывать о женском магнетизме)
Рубрики блога
Лого gemelos-feliz.ru
Рисунок Фрида и мартышка

Мексиканская страсть или история больной любви

Здравствуйте, дорогие любители живописи! Зимой в ЦВЗ «Манеж» выставлялись работы Фриды Кало и Диего Ривера. Пронизывающая, душераздирающая, прожигающая… В выходные я не удержалась и в третий раз пересмотрела фильм «Фрида» с Сальмой Хайек. Трудно вообразить более противоречивую пару в истории искусства ХХ века. Тогда как любовь колоритных мексиканцев просто пугает.

Двуглавая трагедия Фриды

Трагическая авария, мечта о счастье, выкидыши, автопортреты, многочисленные романы, всемирная слава. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. Первая – стала поводом для живописи, вторая – сделала художником. Первая – принесла физическую боль, вторая – душевную. Эта двуглавая боль стала главным персонажем всех ее картин.

Сильной она научилась быть еще в детстве: у отца – эпилепсия, у нее самой -полиомиелит. Фрида занималась всем: футбол, бокс, входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Она предпочитала дружить с мальчишками, считая девочек банальными.выставка Фрида

Когда в их школу пригласили Риверу для росписи настенного панно, она из чувства непонятной мстительности натерла ступеньки мылом. Было интересно, как этот незнакомый ей человек с лицом жабы и телом слона поскользнется.

Фрида предпочитала встречаться с мальчиками постарше, но влюбившись теряла голову и начинала преследовать объект своей страсти. Письма, манипуляции, обольщение… Все для достижения цели, чтобы потом стать верной спутницей своего обожаемого спутника. Именно такой она стала для него.

Феномен «людоеда»

Диего Ривера или «людоед» родился в обеспеченной мексиканской семье в конце XIX века. Вот тут ремарка — ни один. В компании с братом-близнецом. Для интересующихся возрастом мамы — ей на тот момент было 24 года. К сожалению, брат умер через 2 года после рождения.

С 10-летнего возраста и на протяжении шести лет Диего учился в мексиканской Академии художеств, а затем перебрался в Испанию.

Впервые он женился на русской художнице Ангелине Беловой в 1911 году. Она дала ему все, о чем только можно было мечтать. Взамен получила самые изощренные страданья, которые мужчина способен причинить женщине: рукоприкладство, интриги, отчаяние, ревность на фоне безумной страсти.выставка Диего

Белова родила ему сына, который умер в 1918. Через три года пара распалась, но русская художница до конца своих дней не смогла вырвать любовь к Диего из своего сердца. Тот стал для нее божеством.

Еще будучи в браке с Беловой, Диего влюбил в себя другую русскую – художницу Марию Воробьеву-Стебельскую. Она покорилась необычности Диего, но очень скоро осознала всю глубину его беспринципности в любви. Однако успела родить ему внебрачную дочь, которую Диего бросил и никогда не признавал. Мария пыталась убить его, оставив на память шрам от ножа на шее. Повзрослев, дочь Диего стала актрисой, известной по кинофильмам «Скрипач на крыше» и «Девушка на мотоцикле».

Ривера вернулся в Мехико, чтобы начать с чистого листа всю жизнь. Вдохновленный мексиканской революцией художник начал создавать свои монументальные живописные работы.

В 1922 он женился на мексиканке – модели и писательнице – Гуадалупе Марин, которая подарила ему двух дочек. Но привыкший разбивать сердца «людоед» изменил ей со своей будущей третьей женой – Фридой. На тот момент она была еще студенткой. Но разница в 20 лет не стала для них помехой.Выставка в Манеже

Друзья говорили, что для Фриды Диего был чем-то вроде любимого пса, а она для него – любимой вещью. При этом на свадебном портрете двух художников только один – с кистью. Не Фрида.

Женские метаморфозы

В браке Фрида по-домашнему заботилась о Диего, пока он круглосуточно расписывал фрески. Кормила обедами, вела счета, старалась экономить на важных для нее медицинских процедурах, выслушивала мужа, была рядом на каждой выставке. Диего собирал доколумбовые статуи. Она помогала. И постепенно его мировоззрение изменило взгляды Фриды на искусство.

Если сначала ее портреты напоминали по стилю художников эпохи Возрождения, то позднее – на ее полотнах появились воспетые революцией мотивы мексиканской народной живописи. Наивность алтарного оформления, католическая эстетика, состоящая из комбинации пышных украшений с кровоточащими ранами.

Чтобы нравиться Диего хрупкая женщина сменила образ. Вместо джинсов она стала носить мексиканские юбки, стала «теуаной». Эклектическое сочетание неаутентичных аксессуаров разных стилей, классов, вневременных, очаровательных: индейская юбка, креольская блузка, серьги самого Пикассо.фото с выставки наряды Фриды

Этот невероятный и бессмысленный на первый взгляд карнавал постепенно превратился в особый стиль.
Для Фриды костюм стал тем же автопортретом. В дневнике она сравнивала платья с персонажами картин, которые обязаны везде быть вместе со своей хозяйкой, на холстах и выставках. Но, если полотна воплощали ее внутреннюю драму, то платья стали настоящей броней.

Неудивительно, что спустя год после расставания с Риверой, Фрида написала «Автопортрет с остриженными волосами», где вместо юбок органично вписался мужской костюм, в котором она как-то позировала другому художнику, еще до знакомства с Риверой.

От отчаяния к звездам

фото ФридаФрида была послушной супругой. В первый раз она ослушалась мужа, когда решила стать матерью. Естественные роды исключались, но оставалось кесарево сечение.

Покладистая жена рвалась на части между желанием продлить род, продолжить красную ленту с картины «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», и боязнью стать простой домохозяйкой, что отдалит ее от Диего, категорически не желавшего иметь детей.

Фрида советовалась с личным семейным врачом, но решение приняла сама и забеременев оставила ребенка. Это был вызов мужу. Попытка освободиться от его опеки. Но беременность, к несчастью, закончилась выкидышем. Вместо полотна с новорожденным Диего-младшим появилась «Больница Генри Форда» — печальнейшая из картин, давшая начало «кровоточащим» композициям.

Хрупкая женщина сумела рассказать о горе матери с такой пронзительной честностью, что мужчины готовы были упасть в обморок. Через 4 года на первой парижской выставке Фриды устроители решились на демонстрацию этих картин. Они были шоком: стыдливо скрывавшаяся сторона жизни женщины наконец-то предстала перед миром на художественных полотнах.

Вместе с ребенком Фрида потеряла мать, а затем ей пришлось пережить очередной роман Диего с ее же младшей сестрой. Сцепив зубы, она решила стать мудрой, понять и простить. Но все вышло из-под контроля, вылилось в сарказм, черную иронию.картина Фриды Кало

Так появилось полотно «Несколько маленьких уколов». Прочитав в газете про то, как мужчина зарезал свою любимую, Фрида сделала картину, залитую кровью. Невозмутимый убийца над телом жертвы поразительно напоминал Диего Риверу, а сверху порхали голуби с лентой, напоминающей свадебное украшение.

Брак за браком

Поклонники Риверы считали манеру творчества Фриды салонной. Маленькая художница и соглашалась с этим, и нет. Она кокетничала. Однако самоучке, которой, по сути, она и была, трудно отстаивать свое мнение, имея мужа – мэтра.

Но даже несмотря на это, «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — это слова из пресс-релиза к первой нью-йоркской выставке Фриды в 1938 году. К этому времени у нее за плечами были уже 9 лет удивительного творчества.Фото Фрида с Троцким

В столице Фрида ощущала себя свободной, самостоятельной. Здесь ей хорошо работалось, у нее было много заказов и еще больше романов. Ее картины называли гинекологичными, но в Нью-Йорке это звучало как комплимент.

После Нью-Йорка последовала парижская выставка, ей протежировал Андре Бретон, который безоговорочно относил ее к сюрреалистам. Но сама художница думала по-другому. На ее полотнах было много символики, но отсутствовали намеки. Все очевидно и написано с неподражаемым юмором, самоиронией. Ривьера тоже считал, что в картинах Фриды не существует никаких недомолвок, только реалистичная прямота.

В жизни Фриды тоже отсутствовали иллюзии. Она все делала осознанно. Боль от разрыва с Диего она сумела превратить в свой живописный триумф, а согласившись на второй брак с ним поставила условие. Содержать себя будет сама, и никакой близости.

Для Риверы Фрида была единственной женщиной, которая принимала его целиком, со всеми достоинствами и недостатками. Поэтому, несмотря на многочисленные измены, Диего всегда возвращался к ней. Повторно сочетавшись с ней браком, он безоговорочно принял все ее условия. Их любовь, соперничество, ненависть соединили их навечно.выставка слова Диего

Она опять влезла в джинсы, стала вести домашнее хозяйство, с удовольствием учила студентов, создала картину «Автопортрет с косой», где ее уже подстриженные косы образовали необычный вензель. Смирившись с бесплодием, она сделала героями своих полотен стебли, корни, плоды. А Диего трансформировался в ее дитя.

Жизнь после смерти

Болезнь забирала у Фриды по частям все самое важное: пальцы, позвоночник, голени. Несмотря на всю тяжесть состояния она не теряла надежды. Даже наркотическая зависимость от лекарств, протезы, не сломили ее силу воли. Она храбрилась, собираясь сделать очередную операцию. Но простудилась на очередной коммунистической демонстрации, не дожив до 25-летия со дня первой свадьбы с Диего. Она скончалась от пневмонии 13 июля 1954 года.выставка в Москве Фрида

Накануне своего ухода Фрида сама уговорила мексиканскую актрису Марию Феликс стать женой художника после ее смерти. Но Диего решил по-своему. Он женился на Эмме Уртадо, которая владела художественным салоном. Пусть без любви и страсти, чтобы заглушить чувство опустошенности, одиночества. Похоронить же себя завещал рядом с Фридой.

После смерти Кало Диего увлекся теологией, оккультизмом. Умер он 24 ноября 1957-го года, в Мехико.

Соперничество картин на аукционных торгах

Со дня ухода художников в мир иной прошло более 60 лет. Но их творения и по сей день соперничают друг с другом. В мае 2016 полотно Диего Риверы «Танец в Теуантепеке» стало самой дорогой его картиной, поскольку было продано за $15,75 млн (Baile en Tehuantepec, 1928). Это побило и без того рекордную сумму, установленную за творение Диего первоначально.картина с аукциона

Это почти вдвое превзошло рекорд Фриды за проданную в 1939 году картину «Две обнаженные в лесу». Вероятно, это лишь начало заочного противоборства супругов. Все еще впереди.

Сегодня многие пытаются понять, в чем секрет маленькой, изувеченной женщины. Почему ее талант стали оценивать только сегодня, а мир буквально накрыло волной новомодного художественного направления «калоизм»?!
Феминистки называют ее своим символом, ею же восторгаются и бисексуалы, своей считают сюрреалисты. В ее честь возводят «алтари», а картины маленькой Фриды оцениваются в миллионы долларов.

Противостояние гениев

Четверть века назад слава супругов была несопоставима, популярность и авторитет муралиста Диего Риверы затмевал скромные возможности Фриды Кало. Но хрупкая и сильная духом женщина, находившаяся рядом с признанным гением настойчиво напоминала о себе.

Ривера – мастер больших форм, крестный отец сегодняшнего «стрит-арта» — искусства улиц. Фрида – поклонница арт-модерна прошлого века, его совсем небольших произведений искусства.

Две противоположности прекрасно дополняли и взаимно обогащали друг друга, несмотря на то, что их жизнь напоминала драму. Легендарные художники всю совместную жизнь соперничали и боролись друг с другом.фото Фрида и Диего

Противостояние выражалось не только в искусстве, но и в политическом мировоззрении, в отношении к свободной любви, когда на измену одного, второй отвечал двумя. Но мэтром все равно оставался только Ривьера, несмотря на всю экстравагантность Фриды. Успех супруга ставил крест на ее собственной карьере.
Но время не стоит на месте. В ХХI век произошла переоценка ценностей, в картинах Фриды рассмотрели изюминку. Женственность одержала победу над мачизмом.

Находившаяся всю жизнь в тени славы своего мужа, Фрида неожиданно стала всемирно популярной художницей после смерти. Ее сюрреалистические работы знает каждый. А признанный мэтр сегодня довольствуется ролью мужа знаменитой Фриды.

А как вы относитесь к творчеству мексиканских художников? Поделитесь своими впечатлениями!

Комментариев к статье: 2
  1. Анна

    Да, в жизни этих людей страсти кипели по полной программе. Но от такой жизни многие люди просто сошли с ума.

    Ответить
  2. Lara

    Трудно понять этих людей, наверное, бог не дал мне ни их таланта ни их страстей, но я бы не смогла бы и сотой части терпеть того, что эти женщины были готовы внести ради мужчины…Не понимаю просто смысла в этих страданиях.
    А о Фриде я видела фильм, очень необычная жизнь. Личность!

    Ответить
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.