Здравствуйте, дорогие читатели! Вы никогда не думали о том, почему наши дети всегда любят рисовать? Каракули, отпечатки ручек, кляксы, создающие впечатление абстрактных шедевров… Их никто и не учил еще, а попались под руку краски – жди рисунка. Ответ, кажется, знают многие родители. Детские рисунки как способ самовыражения. Что же хотят сказать дети?
Содержание
Человечек на бумаге
Как много он может рассказать, не открывая рта! Рисунок – это душа юного художника, его видение окружающего мира, родных, друзей, оценка того, что с ним происходит.
Суметь понять, о чем хочет рассказать ребенок своим рисунком – целая наука. Называется она психодиагностика. Основа – сюжет живописи. С этой точки зрения с малышами труднее всего. В силу своей неопытности, неумения точно изобразить предмет, их «рассказы» непонятны до конца.
В этом деле главным ориентиром становится цвет. Если детские рисунки совсем черные – это серьезный повод задуматься над тем, что творится в душе вашего малыша. Коричневая гамма – в ту же копилку. Ну, а вот яркие цвета – это палитра счастья, радости. Родители могут быть спокойны – все хорошо!
Важным моментом является родительское наблюдение за малышом. Если рисунок говорит о тревожности, плохом настроении — необходимо понять в чем причина! Присмотритесь к ребенку повнимательнее. Есть ли еще какие-то доказательства его смятения, страха, переживаний — срочно обращайтесь за помощью к специалисту. Детский психолог проанализирует проблему со всех сторон на профессиональном уровне. Рисунок будет ему подспорьем.
Тестируем детей
Для детей старше 6 лет в домашних условиях можно провести интересный тест. Суть в том, что ваш ребенок рисует на листе бумаге человечка, а вы задаете вопросы.
Вопросы должны быть последовательными и отвечать ряду правил. Их нельзя задавать исподволь, скрывая цель тестирования. Ребенок обязан знать, что он с вами играет в настоящую взрослую игру: «Узнай меня». Вопросы должны быть простыми и ясными для малыша. Формулируйте мысли заранее и правильно.
Основные правила:
- Если ребенок не захочет – не настаивайте. Можно провести тест в другой день, с лучшим настроением.
- Лист бумаги должен расположиться вертикально.
- Человечка пусть он рисует сам, без ваших подсказок, как получится. Для этого лучше оставить его во время рисования одного.
- Обязателен контрольный вопрос о том, так ли он на самом деле видит окружающих его людей или где-то, что-то приукрасил?
А теперь нужно технически оценить детские рисунки.
Устный экзамен
Что для этого нужно? Прежде всего, понять, что нарисованный человечек – это проекция самого ребенка. Задавая определенные вопросы, вы получите представление о том, что творится у ребенка на душе и как он ладит с окружающим его миром. Слушайте очень внимательно!
Вопросы следующие:
- Кто это: мальчик или девочка, папа или мама, бабушка или дедушка, дядя или тетя, просто мужчина или женщина?
- Есть ли у человечка имя, возраст?
- Что чувствует наш герой в настоящее время?
- У него хорошее или неважное настроение?
- Если он радуется, то чему?
- Если грустит, из-за чего?
- Какой у него характер?
- Чем он любит заниматься?
- Есть ли у него друзья или враги?
- Почему они стали друзьями или врагами?
- С кем живет человечек?
- Хотелось бы вашему ребенку подружиться с таким человечком при встрече?
- А может быть ваше чадо знает о человечке еще что-то очень интересное?
Вы получили ответы на все вопросы? Думаю, что теперь вам многое стало понятнее в жизни вашего малыша.
Детские рисунки в деталях
Теперь рассмотрите сам рисунок. И обязательно сопоставьте увиденное с ответами на вопросы. Особенно акцентируйте внимание на следующем:
- Темные цвета. Это может быть просто желание контрастно изобразить человечка на белом листе бумаги. А вот если и фон вокруг человечка и его одежда, предметы в руках – все черное – это плохой знак. Ребенок, вероятно, подавлен или чем-то всерьез обеспокоен.
- Штриховка. Хаотичность фона при умении делать его, как надо – повод задуматься о тревожности ребенка.
- Нажим. Сильный нажим – высокий психомоторный тонус, эмоциональное напряжение. Такие дети обязательно должны заниматься в спортивных секциях, чтобы иметь возможность тратить свою энергию в нужном русле. А если линии едва заметны – это верное свидетельство перенапряжения, усталости. Ребенку срочно нужен отдых.
- Размеры фигурки. Маленький человечек или помещенный в углу листа бумаги – низкая самооценка. Здесь непочатый край работы для родителей, иногда необходима и помощь психолога.
- Поза, выражение лица. Смеющийся человечек – с протянутыми вперед руками, широко расставленными ногами, широкими плечами – желание общения. Худой, угловатый, без рук – склонность к интроверсии. Но важно с помощью дополнительного наблюдения за ребенком понять – это характер или просто случайный настрой во время теста.
Если сомневаетесь, хоть в чем-то пройдите тест снова месяца через три.
На что еще обращают внимание
Крупные и мелкие детали. До 7 лет ребенок может не придавать значение деталям. Для него важно общее впечатление. Поэтому отсутствие пальцев, шеи, носа, ушей – это норма. Если же малыш старательно прорисовывает все мелочи вплоть до шнурочков на ботинках и рюшечек на платье – он хочет привлечь к себе внимание.
Важна и общая интонация рисунка: огромные руки, оскал, оружие в руках – это свидетельство скрытой агрессии, неумения управлять своими эмоциями. Улыбающееся лицо, огромные глаза – говорят о любознательности, открытости миру.
Кстати, в этом году мои детки приняли участие в конкурсе Toyota «Автомобиль мечты». Подарков мы не получили, но дипломы заслужили). Как вам детские рисунки моих деток?
В общем, внимательно изучайте детские рисунки и вам откроется огромный внутренний мир малыша.
Согласны? Тогда жду ваших откликов. Подписывайтесь на мой сайт, будем вместе познавать мир детей и взрослых.
Всегда на связи,
Анна Тихомирова
я своих иногда тестирую, в поисках больного места
Дочка, когда была маленькая, я тоже пыталась «залезть» в причины того или иного рисунка. Иногда это полезно бывает…
Здравствуйте, это очень полезная статья для родителей. Важно своевременно заметить проблемы у ребенка, чтобы не запустить их. А такой метод отлично подходит для диагностики состояния.
Ой, я сразу вспомнила, как мы с младшей дочкой были у психолога перед поступлением в школу. Мы потом долго все были в шоке. Как раз после теста такого «нарисуй человека». Я написала пост про свои впечатления и о том, что меня удивило в психологе. К счастью, психолог этот вскоре покинул наше учебное заведение.
Вообще мне кажется родители скорее заметят проблемы у своего ребёнка, чем абсолютно посторонний человек, к тому же неизвестно какой квалификации.
Но тест, безусловно, интересный. Главное, чтобы интерпретация была адекватной.