Здравствуйте, дорогие мои читатели! Вот уже два года я задаюсь вопросом — как научить моих близнецов разговаривать? Кроме мама, папа и «бо», что в переводе с их языка означает «спасибо», они отказываются говорить или повторять. Причем друг с другом они общаются неплохо. Язык больше напоминает китайский. Я решила заняться этим вопросом вплотную.
Речевая деятельность является одним из важнейших навыков в развитии человека. Причем из недавних исследований, я обнаружила, что интеллект человека и то, когда малыш начнет разговаривать, совсем не связаны друг с другом. Хоть на этом дорогие ученые нас успокоили. Понятно, что рано или поздно дети заговорят. Но ведь хочется, чтобы это случилось как можно скорее.
Основные правила речи
Существует ряд рекомендаций, разработанных специально для взрослых, соблюдение которых будет способствовать формированию и развитию речевой деятельности детей. И так посмотрим, что нам заготовили дорогие специалисты.
- Нужно начинать общаться с новорожденным с первых дней жизни. Дети, будучи в том возрасте, когда еще не понимают смысл слов, способны воспринимать интонации говорящих, различать обращение именно к ним. При этом важно, чтобы малыш видел мимику, артикуляцию. Слоги и слова следует произносить медленно, четко, акцентируя на гласных, протягивая их.Что касается нашу семью, то мы говорим с близнецами с первого года жизни. Причем по-взрослому так как я не приемлю «сюси-пуси» в больших количествах.
- Согласно исследованиям, частое использование соски способно негативно сказаться на развитии речевых навыков. Возможно возникновение проблем с артикуляцией и затягивание процесса развития речевой деятельности, поэтому рекомендуется использовать пустышку как можно реже.Мои мальчики с соской не могли расстаться до 2,2 года (может быть это причина нашей разговорной лени). Причем по стечению обстоятельств, в один прекрасный день все соски потерялись разом. Двухдневный рев закончился затишьем. Однако на соску своей маленькой двоюродной сестренки они все-таки иногда посматривают с такой нежностью, что так и хочется им дать чупа-чупс).
- Необходимо комментировать все, что происходит. Мама объясняет, что и как она делает, зачем это нужно, к каким результатам это приведет. Стоит говорить и обо всем, что окружает малыша – дома, в гостях, на прогулке. В разговоре рекомендуется употреблять не только существительные, но и глаголы, прилагательные: «Травка зеленая. Солнышко светит».С этим у нас тоже все в порядке. Большое количество родственников и друзей не дают моим малышам сидеть без новой информации. Но опять же — понимать то мы понимаем все, а вот сказать или повторить…
- Научно доказана взаимосвязь мелкой моторики рук с речевой деятельностью, поэтому совершенствуя первую, можно ожидать закономерного развития второй. По поводу этого могу сказать следующее, мы не часто занимаемся мелкой моторикой — книги читаем, лего собираем, а вот с пальчиками не играем. Будем исправляться.
- С одной стороны, специалисты советуют не перегружать ребенка большим количеством слов. Это способно только запутать кроху. С другой, пассивный словарный запас постоянно должен пополняться. Стоит помнить, что во всем нужна мера и необходимо найти свою «золотую середину». Сделать это можно только интуитивно, глядя на ребенка и анализируя его реакции, поведение. При объяснении значения новых слов важно использовать только слова, известные ранее.В этом вопросе мы тоже подкачали, так как очень часто употребляем в своей речи незнакомые слова. Возможно, это тоже влияет на желание говорить?
- Логопеды не рекомендуют коверкать речь, подстраиваясь под речь своего чада. Слова нужно произносить правильно, чтобы малыш знал, к чему ему надо стремиться.
- Для того, что бы решить такую задачу, как научить ребенка разговаривать, для этого необходимо чаще использовать в повседневной жизни сказки, стишки, потешки, песенки, читать книжки. Детская литература обязательно должна соответствовать возрасту карапуза и содержать яркие, красочные, выразительные картинки. Книжки — это наши любимые игрушки. Мы даже спим с ними.
- Нужно поощрять коммуникации с другими людьми, в особенности – детьми. Совместные игры побуждают необходимость в общении. Конечно для наших близнецов общения предостаточно.
Помогает ли нам детский сад
Недавно мы пошли в детский сад, правда из-за всяких инфекций наше посещение ограничилось неделей (уже три недели мы на больничном). С другими мальчиками они общаются на «пальцах», мыча или жестко отбирая игрушки, как они любят это делать друг с другом. Хотя стоит отдать должное, маленьких девочек, мы все-таки ой как любим: не обижаем и гладим по головке, что-то рассказывая на «китайском».
Это мои наблюдения из недельного посещения детского сада. Пока же обещания, что как только они отправятся в детский сад сразу заговорят, остаются обещаниями.
В любом случае оказать посильную помощь в вопросе, как научить детей разговаривать или, по крайней мере, помочь им в этом, способны только окружающие его люди. В первую очередь – мы, родители. Нужно удовлетворять потребности детей в познавательной деятельности и в общении, способствуя скорейшему развитию малыша.
Я, например, уяснила для себя, что сейчас мы будем делать напор на мелкую моторику и заучивание коротких стишков (пусть мыча запоминают). Детский сад я думаю, нам в общении поможет только к теплому времени года. Уж больно много там вирусов.
Жду от Вас предложений и советов по данному вопросу. Как вы учили своих деток разговаривать? И если у кого-то из знакомых есть двойняшки, когда они стали выговаривать слова? Нам все интересно. Мои близнецы готовы к экспериментам)
Разговорчивых Вам малышей! До новых встреч!
Всегда Ваша, Анна Тихомирова
Могу порекомендовать метод для общего развития ребенка и развития речи в частности. Мне когда-то в детской больнице, куда мы с ребенком попали сразу после роддома, врач посоветовала делать ребенку массаж ступней ножек и ладошек рук, там находятся энергетически активные точки, благодаря такому массажу ребенок начинает быстрее развиваться.
Чтобы ребенок научился говорить, нужно с ним с самого рождения разговаривать. И не сюсюкаться. Все слова называть. действия.
Соска, навероне. может стать причиной того, что ваши близненцы, Анечка, плохо говорят.
Массаж точек на ладошках-игра-»Сорока-ворона». Пальчики загибаем, слова произносим. И рассказывать потешки. стишки, сказки. Спаршивать ребенка, просить повтрить.
Моя старшая дочка рано начала говорить. В 1, 5 года уже стихи Агнии Бартот наизусть рассказывала. Младшая позже уже говорила, потому что когда ей год исполнился, я ушла на работу, внимания мало ей уделяла.
Отличные рекомендации по развитию речи детей и детский сад , а именно общение с воспитателем и сверстниками очень даже полезно.
Не переживайте, Аня. Конечно, ваша ситуация усложнилась этими сосками до 2,2 года и тем, что у близнеца всегда есть собеседник, который его понимает на его же языке. Но, если будете активно учить стихи и считалочки, и выполнять те полезные рекомендации, которые вы нашли, это поможет.
Мне кажется развитие речи больше зависит от самого ребенка, от того как у него это заложено, конечно развивать надо и заниматься, но это не определяет.
Я с сыном очень много занималась, всякие массажи делали, к остеопату ходили, помню я себя ругала что мало занимаюсь, поэтому и не разговаривает, а сейчас понимаю что моей ошибки в этом не было, просто надо было подождать и не нервничать.
Сын в 2,5 года начал развернутыми предложениями говорить, рассказывал стихи и содержание всех книжек, которые мы с ним читали. А до 2-х лет партизанил, потом начал слов 10 говорить, а потом сразу предложения поперли.
Дочки 1,5 специально речевым развитием я не занимаюсь, а уже слов 50 говорит и с каждым днем все лучше и лучше.
У нас подобная ситуация была, а пришло время ми сын заговорил. Дочери сейчас 2 года,но и она особо не торопится со словами.
Сейчас не все дети начинают рано говоритоь, даже если посещают детский сад. А потом как начинают говорить, и не отсановишь.
Хорошо, когда детки общаются с детьми постарше. они повторяют за ними слова, пытаются что-то сказать тоже.
Интересные наблюдения за близнецами и за тем, как они осваивают речь.
А в детском саду не все сразу говорят. Вот у знакомой сынок чуть не до 2,5 считался в свей группе молчуном, а потом — прорвало…
У меня сынок нормально заговорил почти в 4 года. Что я только не делала и куда только не возила его Все говорили что он нормальный и нет повода для паники, но я была сама не своя. Сейчас он взрослый парень, учится хорошо и рот ему не закрыть).
Анна, спасибо за советы! У меня у самого дочка подрастает, ей один год, и половину из того что вы озвучили в статье мы тоже делаем — книги читаем, играем в Лего, развиваем мелкую моторику. Но говорить она пока не начала, зато уверенно к этому идет))
Я думаю, не стоит наводить панику вокруг этого вопроса. Заговорит ли ребенок раньше или позже на полгода — вовсе не принципиальный момент. Есть, конечно, ориентир, что к трем годам малыш должен говорить хотя бы что-то, хотя бы несколько слов. Попадание в детский коллектив (будь то детский сад, площадка по дворе, школа развития) — очень мощно стимулирует речевые навыки — проверено на личном опыте))
У меня старшие с трех лет начали разговаривать, а младшему 4 будет на днях, но только недавно начало у него получаться, сразу предложениями раговаривает. Но много букв еще не получаютсяи слова длинные еще не хочет повторять. И двусложные уже хорошо говорит. В садик мы ходлим уже год, тоже с перерывами по 2 недели частенько. Но в группе они друг друга понимают, и есть тоже дети плохо говорящие совсем. Все-таки девочки раньше начинают, а мальчики поздние.
Но я не сильно расстраиваюсь. Научится)))
Анна, спасибо за интересную и полезную статью! На мой взгляд, развитие речи ребенка сильно зависит от его общения с непосредственно близкими ему людей, от того как с ним общаются. Очень важно в общении называть правильно предметы, по возможности повторять, придавать эмоциональную окраску названиям предметов, сравнивать их. Например, мишка БОЛЬШОЙ))), зайка маленький….)))) и никаких бука, бяка…. и т.д.)))